(343) 251-66-46

Стабильность и качество
ОргПром-Аудит

Пресс-релиз по результатам круглого стола – вебинара «Актуальные вопросы обеспечения внешнего контроля качества аудиторских услуг в деятельности малых аудиторских организаций. Профилактика нарушений

Аудиторская фирма ООО

Добавлено: 05.05.2004 (15:37)

Управление качеством аудиторских услуг. Шеметов В.Н., Белоглазова О.В.

Вести Уральского территориального института профессиональных бухгалтеров N2 март-2004.

Управление качеством аудиторских услуг

Шеметов В.Н.,

президент 000 ОргПром-Аудит», д.э.н., профессор

Белоглазова 0.В.,

ведущий экономист по планированию, 000 «ОргПром-Аудит»


 

Повышение качества аудиторских проверок, аудиторских консуль­таций и других сопутствующих аудиту услуг- основная пробле­ма для любой аудиторской фир­мы, от решения которой все в большей мере зависит ее позиционирование на аудиторс­кой рынке.

Оценка складывающейся ситуации на ау­диторском рынке Свердловской области приводит к однозначному выводу: критерий минимальности цены на аудиторскую про­верку не является единственным и решаю­щим. Во все большем числе случаев руково­дители и главные бухгалтеры предприятий на первый план выдвигают критерий качес­тва аудита. Небольшой, но характерный при­мер: в 2003 году победителями ряда конкур­сов на проведение обязательного аудита за 2002 год в Екатеринбурге и области стали несколько аудиторских фирм, действующих под брэндами крупных московских компаний и заявлявших в условиях конкурса финансо­вые предложения в несколько раз ниже, чем сложившееся на рынке цены. Не имея доста­точного опыта и квалифицированного персо­нала, эти фирмы действовали по принципу:

«Проверим то, что знаем». Многие руково­дители предприятий, проаудированных эти­ми «москвичами», уже в этом году категори­чески отказываются от их услуг. *

Потребителю аудиторских услуг за­частую по-прежнему приходится до­вольствоваться несовершенной систе­мой контроля, включающей:

1) контроль на уровне соответствующих го­сударственных структур- Министерства Фи­нансов РФ (в соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 7) и Министерства имущественных отношений РФ (в части конт­роля качества аудиторских заключений и от­четов по проверке ФГУПов и предприятий с долей государственной собственности бо­лее 25%, подготовленных в соответствии с Типовыми техническим заданием).

2) контроль на уровне ПАО - в соответствии с внутренними документами объединений.

3) свой собственный контроль, осущест­вляемый в ходе приемки оказанных услуг, -единственный уровень, осуществляемый постоянно, но требующий надлежащей ква­лификации бухгалтерского менеджера.

Аудиторское правило (стандарт) № 7 «Внутренний контроль качества аудита», ут­вержденное постановлением Правитель­ства РФ от 04.07.03 № 405, устанавливает принципы, основные требования по обес­печению качества и процедуры внутреннего контроля. Как и другие аудиторские прави­ла (стандарты) федерального уровня, стан­дарт № 7 основывается на соответствующем


 

международном стандарте аудита (№ 220 «Контроль качества аудиторской работы»), что приводит к значительным трудностям в его практическом использовании в россий­ских условиях.

Профессиональные аудиторские объеди­нения (ПАО), аккредитованные при Минис­терстве Финансов РФ, прежде всего - два ведущих из них по численности членов - Ау­диторская Палата России (АПР) и Инсти­тут профессиональных аудиторов России (ИПАР) приняли собственные внутренние правила (стандарты) в соответствии со ста­тьей 20 Закона РФ «Об аудиторской деятель­ности» от 07.08.01 .№119. Статьей 9 этого за­кона установлено, что «требования внутрен­них правил (стандартов) аудиторской де­ятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудитор­ской деятельности».

Для аудиторов наиболее предпочтитель­ным вариантом было бы формирование ПАО различных методических рекомендаций по разработке систем управления качеством для разных групп аудиторских фирм (по их величине, структуре оказываемых услуг и т.д.) и частных аудиторов.

Аудиторы- члены ПАО рассчитывали при вступлении в крупнейшие аудиторские объ­единения, что выход правил (стандартов) профессиональных аудиторских объедине­ний позволит значительно упростить про­цесс формирования системы внутреннего контроля качества аудиторских услуг. Одна­ко, заметного упрощения не произошло.

Стандарты ПАО во многом носят столь же общий характер, что и правила (стандарты) федерального уровня. Так, состав и структу­ра стандартов АПР полностью продублирова­ли федеральные правила. В содержательном плане разница между ними носит скорее сти­листический характер. В сложившейся ситуа­ции аудиторские организации должны разра­батывать собственные правила на основе фе­деральных стандартов и методик ПАО.

В связи с этим, перед каждой аудиторской фирмой встал вопрос: как именно организо­вать систему собственных внутренних стан­дартов, в том числе формирующих эффективную систему внутреннего контроля качест­ва аудиторских услуг, чтобы это не привело к увеличению их стоимости за счет привлече­ния дополнительного административно-уп­равленческого персонала и увеличения тру­доемкости аудиторской проверки (сопутс­твующих аудиту услуг).

Каждая фирма решает данный вопрос по-своему, исходя из финансовых возможнос­тей, сложившегося уровня качества пред­лагаемых услуг, уровня компетентности как административно- управленческого персо
нала, так и аудиторов. По нашему мнению, на настоящий момент четко структуриро­ванную надежную систему контроля качест­ва аудита могут позволить себе только круп­ные фирмы.

Группой аудиторских фирм «ОргПром-Аудит» разработана внутренняя система уп­равления качеством аудиторских услуг. При разработке собственных правил (стандар­тов) нами были учтены особенности функци­онирования группы:

- сложившаяся практика делового оборо­та с клиентами, включая этапы согласо­вания договора, оформление аудиторских доказательств, рекомендаций по ре­зультатам аудиторской проверки и др.;

- количество, структура и особенности оказываемых услуг;

- организационную структуру и докумен­тооборот каждой из группы фирм. При формировании системы контроля ка­чества мы руководствовались прежде все­го разграничением уровней контроля качес­тва. На уровне администрации закреплены все общие вопросы, такие как соблюдение профессиональных требований к аудиторам и специалистам, соблюдение требований по работе с аудируемыми лицами, мониторинг эффективности процедур внутреннего конт­роля качества и т.д. На уровне участников ау­диторской проверки закреплены все аспек­ты системы качества проверки. Первый пакет введенной системы внутренних стандартов включает в себя:

- 10 внутренних правил (стандартов) аудита;

- внутренние организационные докумен­ты;

- документы по труду и заработной плате;

- плановые документы;

- учетные документы.

Внутренние правила (стандарты) аудита включают:

- «Определение уровня существенности»;

- «Аудиторский риск»;

- «Планирование аудита»;

- «Оформление аудиторского заключения»;

- «Оформление отчета аудитора»;

- «Договоры на аудит и сопутствующие услуги»;

- «Сдача в архив и хранение рабочей документации»;

- «Контроль качества аудита»;

- «Контроль качества и оформление

консультаций».

Мы предполагаем, что введенная система контроля качества позволит выйти на более высокий уровень качества, сохранив доступ­ность оказываемых услуг. В настоящее вре­мя ведется работа по разработке следующе­го пакета внутренних стандартов.


« Назад