Добавлено: 05.05.2004 (15:37)
Управление качеством аудиторских услуг. Шеметов В.Н., Белоглазова О.В.
Вести Уральского территориального института профессиональных бухгалтеров N2 март-2004.
Управление качеством аудиторских услуг
Шеметов В.Н.,
президент 000 ОргПром-Аудит», д.э.н., профессор
Белоглазова 0.В.,
ведущий экономист по планированию, 000 «ОргПром-Аудит»
Повышение качества аудиторских проверок, аудиторских консультаций и других сопутствующих аудиту услуг- основная проблема для любой аудиторской фирмы, от решения которой все в большей мере зависит ее позиционирование на аудиторской рынке.
Оценка складывающейся ситуации на аудиторском рынке Свердловской области приводит к однозначному выводу: критерий минимальности цены на аудиторскую проверку не является единственным и решающим. Во все большем числе случаев руководители и главные бухгалтеры предприятий на первый план выдвигают критерий качества аудита. Небольшой, но характерный пример: в 2003 году победителями ряда конкурсов на проведение обязательного аудита за 2002 год в Екатеринбурге и области стали несколько аудиторских фирм, действующих под брэндами крупных московских компаний и заявлявших в условиях конкурса финансовые предложения в несколько раз ниже, чем сложившееся на рынке цены. Не имея достаточного опыта и квалифицированного персонала, эти фирмы действовали по принципу:
«Проверим то, что знаем». Многие руководители предприятий, проаудированных этими «москвичами», уже в этом году категорически отказываются от их услуг. *
Потребителю аудиторских услуг зачастую по-прежнему приходится довольствоваться несовершенной системой контроля, включающей:
1) контроль на уровне соответствующих государственных структур- Министерства Финансов РФ (в соответствии с федеральным правилом (стандартом) № 7) и Министерства имущественных отношений РФ (в части контроля качества аудиторских заключений и отчетов по проверке ФГУПов и предприятий с долей государственной собственности более 25%, подготовленных в соответствии с Типовыми техническим заданием).
2) контроль на уровне ПАО - в соответствии с внутренними документами объединений.
3) свой собственный контроль, осуществляемый в ходе приемки оказанных услуг, -единственный уровень, осуществляемый постоянно, но требующий надлежащей квалификации бухгалтерского менеджера.
Аудиторское правило (стандарт) № 7 «Внутренний контроль качества аудита», утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.07.03 № 405, устанавливает принципы, основные требования по обеспечению качества и процедуры внутреннего контроля. Как и другие аудиторские правила (стандарты) федерального уровня, стандарт № 7 основывается на соответствующем
международном стандарте аудита (№ 220 «Контроль качества аудиторской работы»), что приводит к значительным трудностям в его практическом использовании в российских условиях.
Профессиональные аудиторские объединения (ПАО), аккредитованные при Министерстве Финансов РФ, прежде всего - два ведущих из них по численности членов - Аудиторская Палата России (АПР) и Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР) приняли собственные внутренние правила (стандарты) в соответствии со статьей 20 Закона РФ «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 .№119. Статьей 9 этого закона установлено, что «требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
Для аудиторов наиболее предпочтительным вариантом было бы формирование ПАО различных методических рекомендаций по разработке систем управления качеством для разных групп аудиторских фирм (по их величине, структуре оказываемых услуг и т.д.) и частных аудиторов.
Аудиторы- члены ПАО рассчитывали при вступлении в крупнейшие аудиторские объединения, что выход правил (стандартов) профессиональных аудиторских объединений позволит значительно упростить процесс формирования системы внутреннего контроля качества аудиторских услуг. Однако, заметного упрощения не произошло.
Стандарты ПАО во многом носят столь же общий характер, что и правила (стандарты) федерального уровня. Так, состав и структура стандартов АПР полностью продублировали федеральные правила. В содержательном плане разница между ними носит скорее стилистический характер. В сложившейся ситуации аудиторские организации должны разрабатывать собственные правила на основе федеральных стандартов и методик ПАО.
В связи с этим, перед каждой аудиторской фирмой встал вопрос: как именно организовать систему собственных внутренних стандартов, в том числе формирующих эффективную систему внутреннего контроля качества аудиторских услуг, чтобы это не привело к увеличению их стоимости за счет привлечения дополнительного административно-управленческого персонала и увеличения трудоемкости аудиторской проверки (сопутствующих аудиту услуг).
Каждая фирма решает данный вопрос по-своему, исходя из финансовых возможностей, сложившегося уровня качества предлагаемых услуг, уровня компетентности как административно- управленческого персо
нала, так и аудиторов. По нашему мнению, на настоящий момент четко структурированную надежную систему контроля качества аудита могут позволить себе только крупные фирмы.
Группой аудиторских фирм «ОргПром-Аудит» разработана внутренняя система управления качеством аудиторских услуг. При разработке собственных правил (стандартов) нами были учтены особенности функционирования группы:
- сложившаяся практика делового оборота с клиентами, включая этапы согласования договора, оформление аудиторских доказательств, рекомендаций по результатам аудиторской проверки и др.;
- количество, структура и особенности оказываемых услуг;
- организационную структуру и документооборот каждой из группы фирм. При формировании системы контроля качества мы руководствовались прежде всего разграничением уровней контроля качества. На уровне администрации закреплены все общие вопросы, такие как соблюдение профессиональных требований к аудиторам и специалистам, соблюдение требований по работе с аудируемыми лицами, мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества и т.д. На уровне участников аудиторской проверки закреплены все аспекты системы качества проверки. Первый пакет введенной системы внутренних стандартов включает в себя:
- 10 внутренних правил (стандартов) аудита;
- внутренние организационные документы;
- документы по труду и заработной плате;
- плановые документы;
- учетные документы.
Внутренние правила (стандарты) аудита включают:
- «Определение уровня существенности»;
- «Аудиторский риск»;
- «Планирование аудита»;
- «Оформление аудиторского заключения»;
- «Оформление отчета аудитора»;
- «Договоры на аудит и сопутствующие услуги»;
- «Сдача в архив и хранение рабочей документации»;
- «Контроль качества аудита»;
- «Контроль качества и оформление
консультаций».
Мы предполагаем, что введенная система контроля качества позволит выйти на более высокий уровень качества, сохранив доступность оказываемых услуг. В настоящее время ведется работа по разработке следующего пакета внутренних стандартов.