(343) 251-66-46

Стабильность и качество
ОргПром-Аудит

Пресс-релиз по результатам круглого стола – вебинара «Актуальные вопросы обеспечения внешнего контроля качества аудиторских услуг в деятельности малых аудиторских организаций. Профилактика нарушений

Итоги круглого стола 29.09.2016

Добавлено: 03.10.2016 (08:25)

29 сентября 2016 года в г. Екатеринбурге состоялся круглый стол "Тенденции развития аудиторской деятельности в 2016 году", проведенный Уральским филиалом АПР.

В работе круглого стола приняли участие представители СРО ААС и РКА.

Выступление директора ООО "Новый Аудит" Н.И. Поповой было посвящено практическим вопросам перехода аудиторского сообщества на международные стандарты аудита. Вопросы кадровой политик малых аудиторских организаций были  темой выступления директора ЗАО "Ассоциация "Налоги России" И.Л. Теущакова.

Доклад В.Н. Шеметова (ООО "ОргПром-Аудит") касался вопросов построения систем контроля качества в малых аудиторских фирмах и у индивидуальных аудиторов. Основные положения доклада состоят в следующем.

Тезис 1. Аудиторская деятельность в России - это преимущественно микро- и малый бизнес. Например, в среднем на аудиторской фирме работало в конце 2015 г. 4,4 человека (для сравнения - в начале 2013 г. 4,8 чел.). Применение в полном объеме федеральных стандартов и правил аудита в таких организациях практически невозможно. Внешние контролеры качества постоянно сталкиваются с этой проблемой. Как участники-стороны процесса ВКК ее решают - мы все хорошо знаем.

Тезис 2. Пути решения сформулированной проблемы различны. Например, избранный сегодня путь - не замечать проблемы, пусть каждый "изворачивается" как может. Ситуация усугубляется тем, что в представленном для широкого обсуждения проекте Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ (разработан рабочим органом Совета по аудиторской деятельности (САД) в июле 2016 г.) указанная проблема вообще не формулируется, хотя, например, называется проблема "недостаточный уровень квалификации аудиторов", а в основных задачах развития обозначено "повышение качества аудиторских услуг". Все это говорит не только об оторванности САД от реальной жизни аудиторских организаций, но и о формальном подходе и нежелании реально проанализировать складывающуюся негативную ситуацию, исходя из старого бюрократического принципа - выполнить поручение правительства лишь поставить "галочку" и отчитаться об успешном  выполнении.

Есть и другой путь решения проблемы качества: ранжировать аудиторские компании на 2-3 группы (например, ИП, малые фирмы, средние и крупные). Для каждой из групп установить требования по ВКК и ограничения по оказываемым услугам (что частично уже реализовано в законе  № 307-ФЗ по индивидуальным аудиторам).

Тезис 3. Существующая нормативная база не позволяет перейти на подобную систему, поскольку все без исключения аудиторы и аудиторские организации обязаны соблюдать  аудиторские стандарты в полной мере.

Переход  аудиторского сообщества на Международные стандарты аудита (МСА) позволяет решить проблему ранжирования систем ВКК, поскольку прямо предусмотрено в Международном стандарте контроля качества (МССК-1). В пункте 4 этого стандарта говорится: "Характер и объем правил и процедур, разрабатываемых конкретной  фирмой для соблюдения данного стандарта зависит от различных факторов, в т.ч. от размера и особенностей функционирования фирмы, а также от того, входит ли она в состав группы компаний".

Более подробно доклад В.Н. Шеметова будет представлен на сайте ООО "ОргПром-Аудит".

 

« Назад