Одним из актуальных вопросов во взаимоотношениях аудиторских организаций и их клиентов является вопрос обязательности предоставления информации, относящейся к аудиторской деятельности и хранимой на аудиторской фирме как в электронном, так и в документарном виде, проверяющим лицам, включая государственные органы.
Статья 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ относит к аудиторской тайне любые сведения и документы, которые либо получены аудиторской фирмой от клиента при оказании последнему аудиторских услуг, либо подготовлены самими аудиторами.
Обратим внимание на то, что аудиторская тайна распространяется только на аудиторскую деятельность и в соответствии со статьей 1 указанного закона не распространяется на прочие связанные услуги, оказываемые аудиторской фирмой, например ведение бухгалтерского учета или консультирование.
Закон №307-ФЗ не относит к аудиторской тайне лишь три вида сведений и документов (разглашенных самим аудируемым лицом; о заключении договора на проведение обязательного аудита и о величине оплаты аудиторских услуг.)
Введение в хозяйственные отношения понятия аудиторской тайны обеспечивает для потребителей аудиторских услуг определенные гарантии в сохранении конфиденциальности экономической информации, ее недоступности для конкурентов, рейдерских структур и других нежелательных третьих лиц. С другой стороны, аудиторская тайна позволяет аудиторам избегать неоправданных расходов и сохранить положение на рынке аудиторских услуг. В этом смысле аудиторская тайна наряду с банковской и страховой являются разновидностью коммерческой тайны.[1]
В соответствии со статьей 9 (п.3) Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация не вправе передавать документы или разглашать сведения, содержащие аудиторскую тайну третьим лицам без предварительного письменного согласия аудируемого лица. Исключением из этого положения являются ситуации, когда аудитор обязан предоставить сведения или документы третьим лицам в случаях и порядке, предусмотренных другими федеральными законами (п.4 ФЗ №307).
Данное положение полностью согласуется с требованием ч.6 статьи 9 Федерального закона от 27.07.06. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где говорится, что информация, составляющая профессиональную тайну, может быть представлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами или по решению суда.
На практике раскрытие аудитором аудиторской тайны происходит, как правило, в двух случаях:
- аудитор представляет документы, относящиеся к конкретной аудиторской проверке лицам, осуществляющим внешний контроль качества в соответствии со статьей 10 (п.5) Федерального закона № 307;
- документы и сведения раскрываются в силу действия других законов силовым структурам по решению суда.
Зачастую в реальных ситуациях сотрудники следственных органов, подразделений по борьбе с экономической преступностью МВД и других ведомств игнорируют норму о наличии судебного решения при необходимости изъятия документов аудиторской проверки в аудиторской фирме.
Приведем пример из запроса, сделанного следователем Следственного управления МВД по г. Екатеринбургу в адрес одной из аудиторских организаций нашего города: «В связи с расследованием уголовного дела (номер) возбужденного (дата) СЧ СУ УМВД по г. Екатеринбургу по признакам состава преступления, предусмотренного (№ статьи УК РФ), руководствуясь п.4 ст. 21 УПК РФ, ст. 38 УПК РФ, прошу Вас предоставить копии (заверенные) отчетов аудитора по договорам, заключенным с (наименование проаудированного лица)».
Отметим, что в статье 21 (п.4) говорится об обязательности исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами требований, поручений и запросов следователя, предъявленного в пределах его полномочий.
Обращение к статье, раскрывающей полномочия следователя (ст. 38 УПК РФ) важно с точки зрения законности его действий (п.3,ч.2): «самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа».
Следователь из приведенного нами выше примера не учел, что в статье 183 УПК РФ эти исключения прямо называются: «выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную тайну охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения».
Указанная позиция также подтверждена определением Конституционного суда РФ от 02.03.06 №54-0.Конституционный суд подчеркнул, что приоритет УПК РФ перед другими федеральными законами не является безусловным, поскольку он может быть ограничен как установленной Конституцией РФ, иерархией федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов, так и правилами о коллизиях. В случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.
Таким образом, в случае необходимости изъятия документов, составляющих аудиторскую тайну следователь обязан обратиться в суд для получения специального судебного решения.
Владимир Николаевич Шеметов, генеральный директор ООО «ОргПром-Аудит»
19.09.2016г.
[1] Многие аудиторские фирмы обладают «ноу-хау» в виде методик, программ, внутренних стандартов, форм рабочих документов собственной разработки которым может быть представлен режим коммерческой тайны. Этот вопрос будет рассмотрен нами в следующей статье.